Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
МАДОУ Детский сад №19

Взаимодействие воспитателя и детей в период адаптации.

Взаимодействие воспитателя  и детей в период адаптации.

 

Сыроватская Н.В.

 

С поступлением в детский сад в привычную, сложившуюся жизнь ребенка в семье врываются изменения:                                   чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, резкое уменьшение количества персонального внимания, новые требования к поведению и необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, постоянное присутствие сверстников, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.

Ребенок должен приспособиться к этим изменениям, т.е. адаптироваться. Как известно, адаптация - это процесс приспособления к окружающим условиям, который в нашем случае заканчивается форсированностью у ребёнка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

Успешная адаптация зависит от многих факторов: состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, от степени родительской опеки, а так же от грамотных действий со стороны педагогов, от умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания к каждому ребенку.

Педагогу необходимо в течение всего адаптационного периода:

Вводить новое постепенно. Постепенно увеличивать время пребывания ребенка в детском саду; постепенно знакомить детей с новыми правилами поведения и взаимодействия в группе.

Своевременно снимать эмоциональное напряжение. Для этого необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться понять его нужды, интересы.

Отрицательные эмоции затормаживают монотонные движения руками, поэтому ребенку следует предложить нанизать шарики на шнур, соединить детали крупного конструктора ЛЕГО, поиграть с резиновыми игрушками-пищалками, с водой.

Помните, что лучшее лекарство от стресса - смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, приглашаются необычные гости - зайчики, клоуны, лисички. Необходимо исключить однообразие жизни детей, следует периодически включать негромкую, спокойную музыку, которая по времени звучания будет не продолжительна.

Создавать положительную установку на предстоящие режимные моменты. На первых порах количество требований должно быть минимальным, не заставляйте ребенка делать что-либо против его воли, ищите компромиссные варианты. Сопровождайте умывание, кормление, одевание, укладывание спать стихами и потешками, играми, используйте «живую» игрушку.

Предлагаю вам вспомнить всем известную потешку «Водичка, водичка...»

Водичка, водичка,

Умой Лешино личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Предупреждайте ребёнка о возможных трудностях, например; «Я знаю, что ты не любишь кушать сам, но в детском саду все детки кушают сами. Возьми ложку, у тебя обязательно получится.

   Продумайте и всегда используйте ритуал утренней встречи и вечернего прощания.

Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком. Старайтесь играть с детьми в различные игры и вводите их во все режимные моменты.

 Пример игры «От каталонки убегаем, а потом её догоняем»

Цель: формирование представлений о разных способах действия с игрушкой каталкой, снижение психоэмоционального и скелетно -мышечного напряжения.

Воспитатель берет каталку и катит её, объезжая детей Я держу каталонку Одной рукой за палочку.

Всех ребяток объезжаю,

Поиграть их приглашаю.

Ну -ка, ребятки, вставайте,

С каталочкой погуляйте.

Дети следуют за каталкой.

Сейчас наша каталочка 

              Будет догонялочкой.

Вы поближе к ней подойдите,

А теперь от неё бегите.

Дети убегают от каталочки.

Помните игра это основной вид деятельность ребёнка. В игре ребёнку легче установить связь с миром взрослых и с миром вообще. 

              Читайте детям! Книга сделает жизнь ребенка ярче, богаче, содержательнее. Важно читать не случайно попавшие в поле зрения тексты, а произведения доступные, интересные, вооружающие малыша новыми положительными впечатлениями. Читайте ребенку произведения столько раз, сколько он захочет. Ни в коем случае не отказывайте ему в этом желании.

Используйте  элементы телесной терапии. Следует чаще обнимать и поглаживать каждого ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку .

 

Проверить, как ребёнок адаптируется к детскому саду, можно но следующим показателям:

Легкая степень: к 15-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Настроение бодрое, заинтересованное. Ребенок при расставании с близкими людьми плачет, но быстро отвлекается. Речь затормаживается, но ребёнок откликается и выполняет указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость однократная, сроком не более 10 дней. Вес без изменений. Признаки невротических реакций отсутствуют.

Средняя степень: настроение неустойчивое в течение месяца, наблюдается плаксивость в течение дня. Сон и аппетит восстанавливается к 30-му дню. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Отношение к взрослым избирательное. Снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений. Вес несколько снижается. Присутствуют признаки невротических реакций: избирательность в отношениях с взрослыми и детьми, общение только в определённых условиях; изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами,

Тяжёлая степень адаптации: Аппетит снижается надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота; ребенок плохо засыпает, сон которкий, просыпается со слезами.  Отношения с близкими – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Настроение безучастное, ребёнок много и продолжительно плачет. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Контактов с детьми избегает, отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение всего адаптационного периода.

 

Осуществляете ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка. С этой целью на каждого ребенка заполняется адаптационный лист ребенка. (Приложение № 1).

 

Информационная поддержка

Министерство образования и науки


Госуслуги


Федеральный институт развития образования


Официальный интернет-портал
правовой информации


Электронная запись в детский сад


Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями


Официальный сайт для размещения информации о торгах


Реализация Федерального закона Об образовании в Российской Федерации


Сайт ГАУ ДПО СОИРО


Сайт Балаковской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ


Администрация Балаковского муниципального района


Комитет образования администрации Балаковского муниципального района


МАДОУ
детский сад №19 "Светлячок"

тел. (8453) 35-82-12
ул. Чапаева, 118а
Смотреть на карте