Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
МАДОУ Детский сад №19

Уважаемые участники!

          Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс «Уроки домашней логопедии». Предлагаю работать под девизом: «Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!»

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Сегодня на нашем занятии я хочу научить Вас различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи. Работа по постановке звуков ведётся по разделам: работа по развитию артикуляционного аппарата, работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания, развитие фонематического слуха. Поговорим о них более подробно.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

     Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

     Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.       

1.            Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед «Улыбочка» - «Трубочка»

2.            Выполним упражнение «Футбол».  Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.

3.            Теперь давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».

4.            Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать  данное положение. То же самое с правым уголком рта.

5.            Упражнение «Вкусное варенье». 

6.            Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.

7.            Упражнение  «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.

8.            Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

        А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши лицевые мышцы работать!

           Если у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!

 

 

 

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

      У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма).  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Становлению мелкой моторики способствуют упражнения:

- с различными мелкими предметами: пуговицами, счетными палочками, крупой, орехами, зернобобовыми, бусами, прищепками,

- рисование карандашами, мелками,

- собирание построек из кубиков,

- складывание бумаги более чем один раз,

- шнурование ботинок,

- лепка из пластилина.

Массажный мяч.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошки,

А потом сожму немножко.        

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк!

Мяч катаю между рук!

Ежика возьмем в ладошки

 (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, 

(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки,

(меняем ручку, делаем тоже самой)

Помассируем бока. 

(катаем между ладошек)

Ежика в руках кручу, 

(пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках 

(прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. 

(прижимаем ладошки к себе)

1.            Прищепки.

Игры с прищепками развивают не только мелкую моторику, но творческое воображение дошкольников.

Для проведения данных игр нужно предварительно выре­зать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут при­крепляться прищепки.

В процессе конструирования различных предметов и объектов можно разучивать с ребенком стихотворения (автор Г.А. Пичуги­на) что, безусловно, будет способствовать расширению и активи­зации словаря дошкольника, а также развитию его памяти и внимания.

Зайчик

Мерзнет зайка на опушке,

Спрятал лапки, спрятал ушки.

Зайка, зайка, не дрожи,

Лапки, ушки покажи.

Ежик

Ежик, ежик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ежик.

Мы сейчас тебе поможем.

Солнышко

Солнышко утром

Рано встает.

Лучики тянет —

тепло нам дает

Самолет

Самолет, самолет

Отправляется в полет.

 Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда

Тучка и дождь

Тучка по небу гуляла —

Все дождинки растеряла.

 

Чья цепочка длиннее

С целью расширения словарного запаса по лексическим темам можно поиграть в игру «Чья цепочка длиннее». Первой команде пред­лагается как можно больше придумать и назвать домашних животных, второй — диких. При назывании животного каж­дый ребенок прикрепляет прищепку к прищепке предыду­щего игрока своей команды. Выигрывает та команда, у кото­рой цепочка из прищепок окажется длиннее.

Игры-драматизации с детьми старшего дошкольного возраста

Прищепки можно также успешно использовать в разыг­рывании различных сценок с детьми старшего дошкольного возраста. Двое участников передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок. В этой работе можно ис­пользовать следующие тексты.

Лисица и утка

Уважаемая утка!

Я люблю Вас просто жутко!

Прилетайте же ко мне!

Посидим наедине!

                       Ах, спасибо Вам, лисица,

                       Но мне что-то не сидится!

Кошка и курица

Хорошо на улице, — Сказала кошка курице.

А я и не заметила, — Курица ответила.

Новые слова

С целью расширения лексического запаса за счет слов, образо­ванных префиксальным способом предлагаю игру «Новые слова». На доске размещены три предметные картинки. Взрослый просит детей назвать слово-действие, которое соответствует каждой из картинок, и отвечает на вопросы: «Что делал?», «Что сделала? »

Дети отвечают:

   Самолет летел.

   Машина ехала.

   Корабль плыл.

Сообщаем детям, что сейчас они будут заниматься очень увлекательным делом — образовывать новые слова. А час­тями новых слов будут прищепки.

Например, это будет «под» (взрослый показывает прищеп­ку). Если мы соединим «под» со словом «летел» (взрослый прикрепляет прищепку с левой стороны нарисованного само­лета), получится слово «подлетел».

При этом взрослый называет прищепку по-разному: «вы», «под», «при», «от»... Ребенок, получивший прищепку, прикрепляет ее к одной из картинок (на свой выбор) и называет новое получившееся слово.

Игру можно усложнить: после образования нового слова ребенок составляет с этим словом предложение.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

          Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

1.                 Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

2.                 Сдуть ватку с кончика носа.

3.                 Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть,  чтобы не пролить воду.

4.                 Мыльные пузыри.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

        Услышишь – хлопни

1.  Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).

2. Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

«Хлопай, топай». (дифференциация звуков)

 Я буду произносить звуки, а вы, если услышите звук [С] – хлопайте в ладоши, если звук [Ш] – топайте ногами.

Ж, З, Ш, З, Ш, Щ, С, Ш, С, Ж

СА, ШИ, ОС, УШ, ШТА, СТА, АСТ, ОШТ…

Игра «Слушай, не зевай». Приготовьте разноцветные картонные кружки. «Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Когда услышишь в слове звук «б», покажи синий кружок. (То же на звуки п, в, ф, д, т или другие). На твердый согласный ребенок должен поднимать синий кружок, на мягкий согласный - зеленый.

«Исправь взрослого»

Взрослый произносит слова, заменяя, звук «Ш», на звук «С» (игра с мячом):

шаль

шина

шум

шов

шапка

шило

шут

шёлк

шайба

шея

шуба

шок

 

Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово с остановками между звуками, ребенок называет целое слово. Сначала предлагаются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок выполнит задание быстро, то можно дать более длинные слова – из 2-3 слогов, со стечением согласных. Например: с-ы-н, д-о-м; в-а-з-а, м-у-х-а; м-и-с-к-а, л-а-м-п-а.

 

Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и думаю, что вы будете использовать игры и упражнения со своими детьми.

На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!

Конспект подготовил и провел:

 

Учитель – логопед Клименко А.Н.

Информационная поддержка

Министерство образования и науки


Госуслуги


Федеральный институт развития образования


Официальный интернет-портал
правовой информации


Электронная запись в детский сад


Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями


Официальный сайт для размещения информации о торгах


Реализация Федерального закона Об образовании в Российской Федерации


Сайт ГАУ ДПО СОИРО


Сайт Балаковской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ


Администрация Балаковского муниципального района


Комитет образования администрации Балаковского муниципального района


МАДОУ
детский сад №19 "Светлячок"

тел. (8453) 35-82-12
ул. Чапаева, 118а
Смотреть на карте